Ошибки в письменных и устных ответах учеников школы №4. Электронная листовка «Осторожно: ошибка!» Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя их речи проявляется в ответах учащихся в виде речевых недочетов: 1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста (Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец. ); 2) употребление рядом или близко однокоренных слов (Однажды охотник охотился на зайцев. Вот такие со мной случаются случаи.); 3) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов ( Петя шел взади.); 4) употребление слова в несвойственном ему значении (В голове у него метнулась мысль.); 5) смешение паронимов (Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался. Книга дает гормональное воспитание человеку. Это удачливый день); 6) неверное употребление устойчивых сочетаний нарушение ( Коле выдали благодарность. С этим положением можно согласиться только скрипя душой.) 7) использование штампов (В глазах отца сын был не трусом, а героем нашего времени, которых, к сожалению, в наше время не осталось).
Очень распространены грамматические ошибки: 1) образование слов и словоформ ( Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой. Гринев сначала тоже был недорослью); 2) ошибочное образование форм различных частей речи ( Не хватает время. Всюду были разбросаны корки апельсин. Дальнейшие опыты были более интереснее. Трое деревушек находились совсем рядом); 3) построение предложений с деепричастными оборотами (Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. Покатавшись на лыжах, у меня замерзли ноги); 4) грамматическое смешение конструкций (Мальчик сказал, что, дедушка, давай отпустим Журку); 5) неудачное употребление местоимений, приводящее к неясности или двусмысленности речи (Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал. Когда Коля прощался с отцом, он не плакал.). 6) местоименное удвоение подлежащего (Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами. Петя – он был самый сильный из ребят.). Логические ошибки: Андрей был ранен и увидел лучшие минуты жизни. С этими проблемами сталкивается каждый, и классическая литература лишь помогает ему в этом.
|